Украинский шинный рынок начал восстанавливаться

Украинский шинный рынок начал восстанавливаться


Каковы перспективы украинского шинного рынка на фоне нестабильной экономики, чего ожидать от нового сезона продавцам и какие шинные бренды сегодня имеют больше шансов понравиться покупателям?

 

Падение продаж новых автомобилей на украинском рынке не могло не отразиться на реализации шин. Но в еще большей степени на объемы продаж повлияли нестабильная экономическая обстановка и девальвация гривны. Позволить себе комплект шин по новым ценам уже могут далеко не все.

Тем не менее, как сообщил региональный менеджер компании Continental по продажам в Украине Александр Воробей, в прошедшем летнем сезоне продажи продукции компании в стране выросли.

Коммерческий директор компании «Нокиан Шина» Павел Гидзиль также заявил, что у них летний сезон показал положительную динамику продаж по сравнению с 2014 годом. Продажи шин Nokain выросли за счет перераспределения доли продаж на рынке и позиции, которую заняла компания. А именно: быть ближе к партнерам и конечным потребителям в непростое для всех время.

Игорь Перепелкин, руководителя отдела продаж легковых шин Goodyear Dunlop Tires Ukraine также считает летний сезон успешным. Дистрибьюторы компании отрапортовали о том, что смогли реализовать от 80 до 95% летних шин, которые приобретались в 2015 году. Поэтому, фактические продажи даже превзошли ожидания. Во многом, по мнению г-на Перепелкина, это стало возможным благодаря двум факторам: 1) ценовое предложение максимально соответствовало потребностям рынка; 2) клиенты, оптовики и дистрибьюторы очень ответственно подошли к вопросу заказа шин, и смогли сформировать свои товарные запасы, которые оказались востребованными автолюбителями, что позволило реализовать шины в максимально короткие сроки.

Как сообщил заместитель начальника управления маркетинга компании «Технооптторг» Юрий Артюхов в прошедшем летнем сезоне все производители и торговцы шин были настолько осторожны, что продажи даже превзошли ожидания. В этот сезон выиграли те поставщики, которые предложили наиболее низкие цены и те, кто смог обеспечить короткие сроки доставки дополнительных партий сверх основного заказа. Cordiant и Bridgestone обеспечили такую возможность. Bridgestone поставляла шины с европейского склада и делала это максимально быстро.

По словам Дмитрия Молоканова, директора по маркетингу легковых шин Michelin в Восточно-Европейской зоне, несмотря на тот факт, что рынок и премиальный сегмент уже второй год демонстрируют негативную динамику, объемы продаж в летнем сезоне 2015 года находились на уровне 2014 года. Выросли продажи летних шин Michelin для вседорожников и коммерческого транспорта.

После достаточно успешного летнего сезона, продажи в котором превзошли ожидания, операторы рынка с оптимизмом смотрят и на нынешний осенне-зимний сезон и для этого есть основания.

Александр Воробей из Continental отметил, что оценивая пессимистические прогнозы из 2014 и результаты текущего года, очевидно, что наблюдаются позитивные сдвиги. Результаты летнего сезона и полученные заказы на зимний сезон однозначно позволяют говорить об аккуратном восстановлении рынка и объемов продаж.

Павел Гидзиль из Nokian добавил, что в преддверии зимнего сезона в «Нокиан Шина» провели большую подготовительную работу, определили стратегию на рынке на ближайшую перспективу, сформулировали вполне конкретные и, главное, реальные задачи. Поэтому в сезоне 2015/2016 здесь рассчитывают выполнить установленный план продаж.

Что касается каких-либо сравнений объемов продаж с прошлым, а тем более - с позапрошлым годом, то подобные оценки, по мнению г-на Гидзиля, сегодня не имеют смысла. В связи с кардинальным изменением общей ситуации в стране и курса валют, условия работы на рынке теперь принципиально иные. 2014-й был особенно сложным, можно даже сказать, переломным. Сейчас отмечаются признаки стабилизации. Есть надежда, что резкие валютные скачки остались в прошлом, и в дальнейшем политический и экономический климат будет более благоприятным для бизнеса. Г-н Гидзиль полагает, что 2015 год по продажам станет лучше 2014-го, но хуже 2013 года. И, по его мнению, к показателям 2013 года шинный рынок вернется не скоро.

По мнению Игоря Перепелкина из Goodyear Dunlop, нынешний сезон замены шин станет не очень активным. Конечно, продажи в первые дни, когда выпадет снег, будут оживленными, но количество автолюбителей, которые будут покупать зимние шины заранее, в этом сезоне минимально, хотя их больше, чем год назад.

Основная особенность предстоящего сезона, по мнению г-на Перепелкина, – это агрессивная ценовая борьба участников рынка. Потенциал рынка шин сократился, платежеспособный покупатель - большая редкость. Вследствие этого шинники используют ценовое предложение как основной, а зачастую, и единственный инструмент конкурентной борьбы. Кроме того, на рынке Украины по-прежнему значительную часть занимают производители шин из стран СНГ. Еще одной особенностью является то, что активную динамику начал показывать сегмент бывших в употреблении шин, так называемых «бэушек». И если раньше трейдеры на этот сегмент даже не обращали внимания, то сейчас приходится с ним считаться.

Значительная доля этих шин попадает в Украину из Европы, как правило, возраст «бэушек» от 5 лет, хотя основная масса находится в диапазоне от 8 до 11-ти. Стоимость такого комплекта на 50-60% дешевле, чем 4-х аналогичных новых шин. Конечно же, такое ценовое предложение выглядит весьма привлекательным для конечного потребителя, однако не стоит забывать, что выбрав такие шины, очень высока вероятность, что сэкономленные деньги обернутся большими потерями. Не стоит забывать, что зимняя дорога таит немало опасностей, и без нужного сцепления шин даже незначительный гололед, может привести к большим неприятностям. На протекторе новой зимней шины предусмотрены всевозможные грани зацепления и ламели, они отвечают за сцепление с зимней дорогой, и конечно, когда шина изнашивается, эти свойства значительно ухудшаются. Не говоря уже о том, как важно, чтобы на шинах была соответствующая допустимая глубина протектора, так как по предусмотренным конструкцией канавкам протектора должны своевременно отводиться вода и талый снег. В б/у шинах все эти показатели уже на пределе.

Юрий Артюхов смотрит в нынешнюю зиму с осторожным оптимизмом. Компания фактически потеряла торговлю в двух очень емких восточных регионах. В то же время, большая часть поставщиков «Технооптторга» отнеслась с пониманием к ситуации на Украинском рынке. Кроме того, компания увеличивает количество продаж конечным клиентам через интернет-магазины, расширение розницы и франчайзинговую сеть. По его мнению, тройка лидеров по количеству проданных штук шин в Украине будет выглядеть так: «Росава», Cordiant, «Белшина». А в премиум-сегменте, по мнению г-на Артюхова, всех превзойдет Bridgestone.

В этом году, сообщил г-н Артюхов, наблюдается большая поляризация. Остался премиум-сегмент, который подстроился под украинский рынок, производители из топ-3 стараются удерживать средний сегмент, хотя он и уменьшился.

Как отметил Дмитрий Молоканов из Michelin, в зимнем сезоне 2015 года компания рассчитывает на более высокие продажи благодаря гибкой ценовой политике и оптимизации работы отдела снабжения.

 

 

31.10.2015

 

Источник: AUTO-Consulting